Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 11
Форум » РАЗНОЕ » ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ. » Принципы работы на синоптофоре. (С трудом нашел. Может кому интересно .)
Принципы работы на синоптофоре.
trueyeДата: Понедельник, 08.11.2010, 08:24 | Сообщение # 1
Группа: ВРАЧ
Сообщений: 6
Награды: 0
Статус: Offline
Цель ортоптики - восстановить совместную деятельность фовеальных ретино-кортикальных элементов обоих глаз, задачи -ликвидировать функциональную скотому, т. е. устранить подавление одного из монокулярных изображений, выработать в зрительной коре способность к бифовеальному слиянию (фузия), а при наличии такой способности - развить резервы слияния (фузионные резервы).

Основные ортоптические упражнения возможны только при стойком повышении остроты зрения каждого глаза (с коррекцией) минимум до 0,3 и, поскольку они требуют от ребенка определенных навыков и понимания поставленных перед ним задач, то назначаются, как правило, детям с 3-4-летнего возраста после первого этапа плеоптического лечения. Они проводятся на специальном приборе для развития бинокулярного зрения - синоптофоре, принцип действия которого основан на разделении полей зрения каждого глаза (гаплоскопия.) Аппарат состоит из двух труб с окулярами, через которые каждому глазу в отдельности предъявляют рисунок, причем установить эти окуляры можно вод разными углами, направив изображение непосредственно в центр макулярной области глазного дна (т. е. в фовеолу) независимо от угла косоглазия при условии отсутствия нистагма или других расстройствах зрительной фиксации. Синоптофор применяется с диагностическими и лечебными целями: с его помощью можно определить величину субъективного и объективного углов косоглазия, способность к бифовеальному слиянию изображений, наличие фузионных резервов и величину функциональной скотомы. С лечебной целью синоптофор применяется для устранения функциональной скотомы, развития бифовеального слияния изображений, фузионных резервов и подвижности глаз.

Методика работы на синоптофоре. При работе с синоптофором ребенка (в очках! ) необходимо усадить перед аппаратом. На определенной шкале прибора устанавливается деление, соответствующие межзрачковому расстоянию обследуемого, измеренному непосредственно перед лечением. В кассеты прибора вставляют соответствующие рисунки (объекты). В наборе синоптофора есть объекты трех типов - на зрительное совмещение (рисунки машинки и гаража, цыпленка и яйца), объекты на слияние (рисунки кошки с ушками и кошки с хвостиком) и объекты для стереоскопии.

Для определения угла косоглазия с помощью синоптофора пользуются объектами на совмещение. После включения прибора (одновременно двух объектов) ребенку предлагается установить трубы синоптофора так, чтобы рисунки совместились, например так, чтобы машинка "въехала" в гараж. Для этого ребенок может либо сам перемещать окуляры прибора, либо следить за перемещением объектов врачом (медицинской сестрой) и сообщать об их совмещении. На шкале деления правой и левой труб синоптофора определяют отклонение каждой трубы (каждого окуляра) и, сложив их, получают субъективный угол косоглазия. Для определения объективного угла косоглазия освещение этих объектов попеременно включается и выключается и ребенка просят поочередно фиксировать их взглядом, ведя зрительный контроль за положением глаз ребенка. Неподвижное положение глаз при попеременном включении то правого, то левого объекта свидетельствует о том. что на каждый из объектов направлена зрительная ось соответствующего глаза, а по сумме углов положения труб на правой и левой шкалах синоптофора можно подсчитать объективный угол косоглазия. При несовпадении зрительных осей глаз с положением окуляра появляются так называемые установочные движения глаза - к носу, виску, вверх, вниз). При наличии установочных движений, продолжая попеременно включать на ручном режиме то правый, то левый окуляр, исследователь медленно передвигает трубы синоптофора, сводя их при сходящемся косоглазии или разводя при расходящемся. Передвижение труб нужно проводить незаметно для ребенка в момент выключения света в данной трубе. Когда установочные движения глаз прекратятся, по сумме положения правой и левой труб синоптофора определяют объективный угол косоглазия. Если есть установочные движения кверху и вниз, то объекты перемещают по вертикали, угол косоглазия определяют также по вертикальной шкале синоптофора. После определения субъективного и объективного углов косоглазия переходят к определению способности к слиянию объектов. Для этого в окуляры синоптофора вводят объекты на слияние. Если ребенок смотрит в окуляры, установленные под объективным углом косоглазия, двумя глазами, а видит только одно из предъявленных ему изображений, т.е. один из объектов исчезает, значит у него имеется функциональная скотома под объективным углом косоглазия. На протяжении всего исследования с объектами на слияние у ребенка постоянно спрашивают, не исчезла ли одна из кошек, сколько кошек он видит, какую именно - с ушами или хвостом. Как правило, при наличии функциональной скотомы объекты "перескакивают" один через другой. Место "перескока" и отмечается как субъективный угол косоглазия, и у ребенка диагностируется наличие функциональной скотомы. Если ребенок увидел один слившийся объект, то определяются резервы слияния, т. е. резервы фузии (фузионные резервы). Это делается подсчетом делений на шкале прибора при смещении окуляров. Ребенка нужно предупредить, чтобы он старался удерживать объекты слитыми и сказал, когда они начинают раздваиваться. Определяются положительные (при сведении труб синоптофора) и отрицательные (при разведении труб синоптофора) фузионные резервы.

С лечебной целью синоптофор применяется для устранения функциональной скотомы. Для такого лечения ребенка в очках усаживают перед аппаратом, установив правильное межзрачковое расстояние, и выставляют трубы синоптофора под объективым углом косоглазия, определенным у данного ребенка по установочным движениям глаз. Прибор включается на режим "автомат" и производится переменное световое раздражение центральных ямок сетчатки. Сеанс длится 10-15 мин. Упражнения нужно проводить один или два раза в день. Курс состоит из 15-20 сеансов. Если эти упражнения не устраняют функциональной скотомы, то ме-тодику изменяют: обоим глазам под объективным углом косоглазия одновременно предъявляют те же объекты в состоянии осцилляции. По мере восстановления способности сливать монокулярные изображения крупных объектов, переходит к объектам меньшего размера. При появлении неустойчивого бифовеального слияния назначают упражнения, во время которых осуществляется одновременное автоматическое мигание обоих объектов. Всего проводят 20-40 и более таких упражнений по 10-15 минут ежедневно или через день.

Упражнения по развитию фузионных резервов проводятся с объектами на слияние. Ребенку прелагают удержать объекты слитыми и постепенно проводят сведение или разведение труб синоптофора до раздвоения объекта, затем трубы возвращают в прежнее положение (в котором объект ребенком воспринимается слитым) и вновь проводят разведение или сведение труб. Ребенок должен стараться удерживать объекты слитыми. Для развития подвижности глаз на синоптофоре трубы синоптофора закрепляют так, чтобы они передвигались одновременно в одном направлении, и начинают смещать их в положении слившегося объекта, а ребенок должен следить за изображением обоими глазами.

В комплекс ортоптических упражнений целесообразно вводить модифицированный метод бинокулярных последовательных зрительных образов (Т. П. Кащенко, 1966), для этого в аппарат ББО-58 (большой безрефлексный офтальмоскоп) или его аналог - МБС (монобиноскоп) вводят шарик диаметром 3 мм с боковым, горизонтально расположенным стержнем длиной 3 мм. Голову больного фиксируют на подставке прибора, один глаз прикрывают заслонкой. Для получения достаточно отчетливой картины глазного дна просят больного смотреть на шарик так, чтобы тень от последнего проецировалась на центральную ямку сетчатки. В течение 15-20 с при максимальной яркости лампы прибора производят общий засвет заднего полюса глаза. Аналогичную процедуру затем проводят на втором глазу (при закрытии первого). Причем, при раздражении правого глаза горизонтальный стержень шарика направлен в правую сторону, а при раздражении левого глаза - в левую. После этого действуют так же как при лечении амблиопии с применением отрицательного последовательного образа по Кюпперсу: пациент переводит взор на белый экран и наблюдает одновременно два последовательных образа (правого и левого глаза) при прерывистом освещении экрана. Перед пациентом ставят задачу добиться слияния двух монокулярных изображений в один последовательный образ (шарик с двумя боковыми стержнями, направленными вправо и влево). После исчезновения последовательных образов аналогичную процедуру повторяют еще 2 раза. Всего проводят 20 - 30 таких упражнений ежедневно или через день.

Добавлено (08.11.2010, 08:24)
---------------------------------------------
Плеоптические и ортоптические методы лечения содружественного косоглазия у детей дошкольного возраста.
Дубовская Л. А., д.м.н., проф. Pleoptic and Ortoptic Methods of Concomitant Strabismus Treatment in Pre-school Age Children
Dubovskaya L. A., Dr. Sci, Prof.

 
SsttekloДата: Понедельник, 08.11.2010, 19:09 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Награды: 0
Статус: Offline
Спасибо!!!
 
Форум » РАЗНОЕ » ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ. » Принципы работы на синоптофоре. (С трудом нашел. Может кому интересно .)
Страница 1 из 11
Поиск: